←НАЗАД

Выставка «Диалоги: Геннадий Райшев. В поисках Первоземли»

27 июня отмечается 70-летие Еремея Айпина, известного хантыйского российского писателя. Выставка «Геннадий Райшев. В поисках Первоземли» по мотивам произведений писателя продолжает работу в филиале «Галерея – мастерская художника Г.С. Райшева», БУ «Государственный художественный музей».

 

Выставка представляет циклы иллюстраций по мотивам произведений Е.Д. Айпина из фондов Галереи-мастерской Г.С. Райшева, иллюстрированные художником книжные издания, а также живописные произведения, включая портреты писателя. Впервые зрителям представлены иллюстрации на основе рукописи нового, готовящегося к печати романа «В поисках Первоземли». В составе экспозиции графические работы к роману «Божья матерь в кровавых снегах» (2002), акварели к детским изданиям серии «Загадки моего детства».

Многолетнее сотворчество объединяет двух выдающихся представителей хантыйского народа, писателя и художника. Оба имеют связи с культурой сохранившейся архаической ветви обско-угорского этноса – восточных хантов. Название выставки «В поисках Первоземли», по циклу иллюстраций к одноименному роману Еремея Айпина, наиболее полно определяет общую проблематику творчества двух мастеров. И то, что практически почти все книги, начиная с издания романа «Ханты, или Звезда утренней зари» (1990), были по просьбе писателя иллюстрированы Райшевым – факт особенный (всего 7 циклов иллюстраций к одноименным книгам).

Вспомним, что художник не однажды обращался к поэзии и прозе писателей народов Севера — своих современников, среди которых Шесталов, Вагатова, Тарханов, Лапцуй, Ругин. Известны его иллюстрации по мотивам русских классиков (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Бунин, Бажов) и зарубежной, включая эпос (Гомер, «Калевала»). Особое место в этом ряду занимают графические циклы к героическому обско-угорскому эпосу: «Песни святых покровителей вогулов (манси)», «Легенда о Тонье».

Айпин один из наиболее укорененных северных писателей. Это связано и с его восточно-хантыйской почвой, и с глубоким ее исследованием. После окончания Литературного института он был первым из национальной интеллигенции, кто стал организовывать экспедиции по исследованию культурного наследия региона. В одну из экспедиций к восточным хантам реки Юган в 1982 году был приглашен Райшев. Эта поездка стала исторической для творческого сотрудничества, а для Райшева заново открыла живую архаику югорской земли. Впечатления экспедиции по Югану наложились на знание родных салымско-обских мест, на поездки по реке Аган (родины Айпина) и отразились впоследствии во многих живописных и графических произведениях художника. Ряд из них, включая «Божественное место. Посвящение Айпину», представлены в живописном разделе выставки.

Образную остроту прозы Айпина отличают контрасты сопоставлений природно-мифологической картины миры коренного северного народа и размышлений писателя и общественного деятеля о драматических коллизиях современности (с 1990-х годов он депутат Государственной, затем Ханты-Мансийской окружной Думы). По-разному это проявилось в драматургии произведений, включая новый роман «В поисках Первоземли», где образы памяти детства писателя, окружающей его родовой среды соединяются с реалиями политических и социальных сдвигов эпохи. Следуя за автором, художник создает в новых работах собственный планетарный характер изображения миропорядка, основанный на космологической основе традиционной культуры и современного осознания мира.

Особое место в книжной графике Райшева занимает серия иллюстраций к изданию романа «Божья Матерь в кровавых снегах» (тушь, кисть, ручка, 2002) – единственная в своем роде по стилевому решению на контрасте фольклорно-природной основы и «плакатной» изобразительности 1920 — 30-х годов. Это в свою очередь связано с описываемыми трагическими событиями 1937 года из жизни таежного народа.  Ряд работ окрашены биографическими сюжетными деталями, связанными с репрессией отца художника. И совершенно в ином образно-поэтическим строе созданы акварели к детским изданиям серии «Загадки моего детства» — «Посреди бора длинный хвост», «Клюквинка и травяная косичка», получивших несколько переизданий.

Экспозицию иллюстраций по мотивам произведений писателя дополняют живописные картины, посвященные древней земле восточных ханты, а также работы портретного жанра. Впервые показан портрет Еремея Айпина, выполненный в 1980-е годы после совместной экспедиции по реке Юган.

 

В программе работы выставки состоится творческая встреча писателя и художника со зрителями.

 

Выставка продолжит работу до сентября 2018 года

 

Все новости

Previous
Next

Добавить комментарий